Я уже долгое время раздумываю, почему большое количество фильмов, которые так нравятся огромному количеству людей, совершенно проходят мимо меня, оставляют равнодушны или даже вызывают отвращение. Конечно, большое количество зрителей никак не показатель высокого качества, но всё же показатель превышения некоторой планки; эти фильмы не могут быть совсем уж плохими, за что же я их так не люблю?
Навела меня на окончательные соображения книга Митты "Кино между адом и раем". Отличная книга, кстати; хоть я и не собираюсь быть режиссёром, даже любителем, но я хочу быть грамотным зрителем, и для меня в этой книге нашлось много интересного. (В электронной версии отсутствуют иллюстрации; я очень советую прочитать бумажную версию - иллюстрации в ней великолепны!)
Митта, режиссёр и преподаватель, в этой книге рассказывает о законах драмы, о системе Станиславского (которая гораздо больше, шире и глубже, чем просто "Не верю"), и о построении фильма в соответствии с этими законами.
С какой же целью в фильмах используются законы драмы? С целью вызвать у зрителя сильные эмоции - смех, страх или напряжённое ожидание. Митта утверждает, что зритель смотрит кино, потому что ему не хватает эмоций; все мы потомки обезьян, а сидим в офисах - так надо наши обезьяньи потребности удовлетворить.
Понятно, что такое плохой фильм. Митта говорит, что это фильм скучный, затянутый, с рыхлым сюжетом, мало действия, много пустой болтовни, зритель не втягивается в фильм, не сопереживает героям. Я согласен, только я бы добавил в категорию плохих фильмов кино, вызывающее низменные эмоции - похоть, отвращение.
Что такое хороший фильм я скажу так. Как минимум такой, в котором есть нравственность и ум. А чтобы фильм не попал в плохие, он должен быть интересным. Значит, хороший фильм - это фильм, в котором сочетаются нравственность, ум и красота. В таком фильме законы драмы использованы для создания эмоционального фона, но это именно фон, а не основное, тем более не единственное, что есть в фильме. Эмоции - это способ привлечь внимание, но это внимание должно быть потом на что-то направлено. Эмоции - это путь, ведущий к душе зрителя, но в хороших фильмах по этой дороге ещё что-то стоящее едет.
Куда же тогда отнести многочисленные фильмы, все эти "боевики", "ужастики" и прочие фильмы, умело использующие законы драмы, создающие у зрителя просто бурю эмоций и ничего больше? К плохим фильмам они, очевидно, не относятся. Но и к хорошим я их отнести не могу. Как же быть? Я долго раздумывал над этим, и в конце концов понял, что надо ввести третью категорию. Это фильмы не плохие и не хорошие, это... популярные!
Теперь, когда найдена идея (новая категория) и подходящее слово, размышления пошли веселее. Оказалось, что категорий должно быть даже не три, а четыре. Упрощённо говоря, всё, что есть - это обучение (под которым я понимаю как нравственную задачу, так и пищу для ума) и развлечение (эмоции). Фильмы с обучением и развлечением - это хорошее кино. Фильмы с обучением, но без развлечения - плохое учебно кино. Фильмы без обучения, но с развлечением - популярное кино. Фильмы без обучения и без развлечения - плохое кино.
Плохие, скучные или отвратительные фильмы я не люблю, в т.ч. и фильмы с обучением - тупая назидательность скучного учебного фильма всё равно пройдёт мимо зрителя. Но и популярные фильмы я тоже не очень люблю. Я не люблю, когда на моих эмоциях играют, но ничего, кроме эмоций, не дают. Это наркотик. Это социально приемлемый наркотик, но всё равно наркотик, а наркотиков я избегаю.
Эта страница https://phdru.name/Russian/cinema.html была сгенерирована 16.06.2024 в 13:04:18 из шаблона CheetahTemplate cinema.tmpl; Некоторые права зарезервированы. Вы можете узнать о технических аспектах этого сайта.